Порккала Парентееси (времена аренды Порккала) – это понятие, которое вызывает болезненные воспоминания старожилов Киркконумми, Сиунтио и Инкоо. Хотя местные жители никогда не забудут эвакуацию населения и создание иностранной военной базы на своих землях, но все же есть и приятные воспоминания, связанные с возвращением домой и началом восстановительных работ.
Пуркал
Мыс Порккала на протяжении всего исторического периода был центральным местом для судоходства в Финском заливе. Уже в Средние века Датский король Вальдемар II Cейр упоминает в своих описаниях маршрутов место под названием Пуркал. Путь в Эстонию по Финскому заливу проходил по очень узкому участку недалеко от Порккала. В 17 веке была построена лоцманская станция на острове Pённскяр напротив мыса Порккала, а в 1800 году было завершено строительство маяка на том же острове.
Узкая часть Финского залива привлекала военные интересы на протяжении веков. Во время Первой мировой войны на мысе и напротив него Россия начала строительство постоянных укреплений для защиты Санкт-Петербурга под названием «Морская крепость Петра Великого». Строительство было прервано революцией, и укрепления в районе Порккала были переданы Финляндии, когда страна была провозглашена независимым государством.
Позже, в честь этой стратегической точки, была названа военно-морская база СССР.
Эвакуация 28.9.1944
Только 9 дней были даны для фактической эвакуации. Это была сложнейшая задача, так как пришлось вывезти почти 10 000 жителей и их движимое имущество, включая весь урожай картофеля и зерновых, а также часть сена. Кроме того, более 8 000 домашних животных были эвакуированы из региона Порккала.
Эвакуация включала в себя множество драматических и захватывающих событий, о которых продолжают рассказывать истории до сих пор. Среди прочего, художник Леннарт Сегерстроле сыграл особую и важную роль при эвакуации церкви Киркконумми. Алтарь опустевшей церкви был заменен огромным рисунком углем; эстетический и этический протест, что почти вызвавший политический инцидент. В настоящее время рисунок углем снова находится в церкви.
Железнодорожная станция Сиунтио принадлежала к арендованной земле, но деревня оставалась на финской стороне. Небольшая община Дегербю находилась почти полностью на арендованной территории, что явилось фатальным событием для ее дальнейшего развития.
11 лет аренды
В сентябре 1944 года регион Порккала стал закрытой зоной для своих бывших жителей. На душе было ощущение горечи, так как взрослые люди уже не верили в то, что когда-либо вернуться в свои родные края, ведь срок аренды был 50 лет. Они пытались прижиться на новых местах, но это было нелегко, потому что Финляндия в то же самое время должна была найти дома для почти 400 000 карелов, которые также были вынуждены покинуть свои дома по условиям мирного договора. Компенсации, предоставленные за потерянное имущество, были слабым утешением. С ноября 1947 года было разрешено проезжать эту зону на поезде. Но, при этом, окна поезда были закрыты ставнями на отрезке пути от Кауклахти до Тяхтеля. Этот «самый длинный тоннель в мире» привлекал интерес на международном уровне. Но охранники в советских поездах внимательно следили за тем, чтобы не было сделано ни одной фотографии. В любом случае, район Порккала был белым пятном на карте Финляндии.
Советский Союз немедленно приступил к строительству огромной военной базы. Были построены два аэродрома, один для самолетов-истребителей в Фриггесбю, а другой для пограничных самолетов в Дегербю. Киркконумми стал центром базы, где поселились сотрудники. Церкви в этой закрытой зоне, как правило, использовались для разных видов культурной деятельности. Также сюда стало приезжать гражданское население, и в скором времени регион был уже вполне самодостаточным со своими совхозами, магазинами, школами, кинотеатром и больницей.
Военно-морская база
Несмотря на то, что военная база жила своей жизнью, закрытой от глаз финнов, завеса тайны может быть приоткрыта. После распада Советского Союза были открыты архивы для исследователей, люди могли свободнее рассказывать о своих воспоминаниях. Таким образом, мы уже можем рассказать, например, о тех временах, когда Порккала была местом работы лейтенанта Геннадия Голинского, который работал на верфи и на строительстве в 1950-1955 годах. Помимо работы Геннадий много охотился и рыбачил, зимой катался на лыжах по лесам и полям в Порккала, как он рассказывал.
Многие молодые люди из Советского Союза проходили службу в армии в регионе Порккала. Одним из них был сержант Валентин Смирнов, служивший в Майвик в качестве радиста. Огромная усадьба располагалась на вершине высокого холма, и оттуда хорошо были слышны радиосигналы базы финских скаутов, которая была расположена на противоположном берегу залива в Эспоо. В 1990-х годах Валентин приезжал в Киркконумми и Майвик и рассказывал о своей службе на закрытой территории.
В то время 20-летняя Валентина Миносян работала в военном госпитале на базе Порккала. Она была переведена на базу из города Ломоносов под Санкт-Перебургом. По ее воспоминаниям, на закрытой территории они вели вполне нормальную жизнь. Солдат они видели изредка только в госпитале. В Киркконумми люди смотрели спортивные соревнования, принимали участие в концертах в Доме офицеров, после которых даже устраивались танцы.
Единственный молочный совхоз в Сиунтио был расположен в Нордано. В хлеву построенном для 50 коров находилось 100 животных. С коровами управлялись миниатюрные женщины. В навозе был найден отпечаток левой ноги 30-го размера.
Каменный замок 16-го века Шьюндбю служил штабом. Напоминаниями о том времени являются надписи на стенах хозяйственных построек и фотографии солдат, найденные на территории закрытой зоны.
Родина
Многие дети родились в Порккала. Одна из них Алла Горшкова, журналист, сейчас живет в Кякисалми. Она родилась в 1946 году в Порккала, ходила в детский сад, закончила 3 класса школы до того, как территория была возвращена Финляндии в 1956 году.
У нее по-прежнему яркие воспоминания о детских площадках в Йорвас зимой со склонами для катания на лыжах и о плавании в бассейне водохранилища летом. Ее мать работала в больнице, а маленькая Алла ходила в детский сад по соседству. Алла поддерживает связь с друзьями детства. У каждого кто родился и вырос в Порккала остались хорошие воспоминания о тех временах, и они считают эти места своей малой родиной.
Кто были те, кто жил в Дегербю во времена аренды территории? Многие лица появились на пленке, найденной в Брасис в 1956 году. Кто была та маленькая девочка? Вы можете больше прочитать о ней на страницах сайта музея «Игорь» в Дегербю.
1956
Ничто уже не будет прежним. Ситуация в мире резко изменилась в 1950-е годы. Военный центр тяжести Балтии переместился на юг, военно-морская база Порккала потеряла свое стратегическое значение и стала бременем для Советского Союза. В 1955 году созрело политическое решение вернуть арендованную территорию. Это было дыхание оттепели, когда отношения Советского Союза с Западом смягчились. Возвращение Порккала было согласовано осенью 1956 года, а передача состоялась 26 января 1956 года.
Финские военные приняли базу в свое распоряжение, проверили ее и расчистили местность. Жителям Порккала постепенно разрешили вернуться в свои дома. Ничто, однако, не вернулось в прежнее состояние. Культура проживания «арендаторов» разительно отличалась. Здания были радикально изменены: жилые помещения были разбиты на более мелкие единицы, хозяйственные постройки были переоборудованы в жилые помещения, а часть зданий была полностью разрушена. Часть полей и лесов были использованы для военных учений. Большинство бетонных бункеров и других военных зданий, а также береговые укрепления были взорваны.